ГлавнаяВоспитательная работаИнформация о психолого-педагогической и социальной помощи

Информация о психолого-педагогической и социальной помощи

Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
  • Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников (PDF; 250.13 Кб )
    Подписано:
    19.03.2021 19:33:42
    СтепинаИрина Родионовна(Заведующий)
    "МКДОУ ДЕТСКИЙ САД ""СОЛНЫШКО"""

    Для проверки достоверности подписи щелкните по значку
  • В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О.А. Карабанова) этические, стратегические и тактические. Психологическое консультирование в условиях детского сада, как отмечает психолог Т.Д. Марцинковская, представляет собой «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях ДОУ психологическое воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов. Психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии – задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции. В отличие от других видов психологического консультирования, предметом психолого-педагогического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребенка на каждой возрастной стадии развития, т.е индивидуальные особенности возрастного развития. В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе.
    Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О.А. Карабанова) этические, стратегические и тактические. Важнейшими этическими принципами являются:
    • принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;
    • принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;
    • принцип компетентности и ответственности консультанта. Стратегические принципы, определяющие цели и задачи консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития составляют:
    • принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой);
    • принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий. Тактические принципы психологического консультирования включают:
    • принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;
    • принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;
    • принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;
    • принцип реконструкции истории развития ребенка (Л.С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка;
    • принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно – развивающих мероприятий и их реализации. Психолого – педагогическое консультирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:
     этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);
     этап комплексного психологического обследования;  аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);
     этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследование до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);
     этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.
    В приказе 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога» от 12.11.2010 одной из приоритетных задач педагога-психолога ДОУ является выявление и преодоление отклонений и проблем дошкольника.
     
    В настоящее время выделяются следующие трудности, характерные для ДОУ:
    1. Ухудшение здоровья детей: изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.
    2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.
    3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.
    4.  Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.
    • некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;
    • ослабление духовных связей между родителями и детьми, кризисное состояние семейных отношений;
    •  отторжение детей из семьи, ведущее к «социальному сиротству» и росту бродяжничества.
    5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов обеспечивающих процесс сопровождения:
    • отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психолого-педагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;
    • недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения;
    • педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;
    • усложнение образовательных программ без учета возможностей детей.
    6. Низкая квалификация педагогических кадров: недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме;
    7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком. Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально – психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникших у детей (Венгер А.Л. 2001). Выделяют:
     Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т.д.);
     Поведенческие проблемы ( неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
     Эмоциональные и личностные проблемы ( сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т.п.);
     Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т.д.)  Неврологические проблемы (тики,повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т.п.)Алексеева Е.Е. рассматривает сосание пальца, сосание предметов, грызение ногтей, мастурбация как патологические привычки детей, ставит их в один ряд. Целью психологического консультирования является оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетенции педагога – психолога ДОУ. Обязательно:
     Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно – образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
     Психолог должен проводить групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.( по1 групповой консультации для родителей и по 1 для педагогов в месяц)
     Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личного и профессионального роста. Психологическое просвещение и обучение. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
     актуализация и систематизация имеющихся знаний;
     повышение уровня психологических знаний;
     включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Обязательно:
     Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. « примерный перечень»).
     Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей актуальности рассматриваемых тем для родителей.(см перечень тем) Источником дополнительного консультирования является создание информационных уголков, стендов, папок передвижек по типу «Советы педагога-психолога» Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы.
    Примерный перечень тем для психологического просвещения педагогов:
     Психофизиологические особенности детей каждой взрослой группы.
     Закономерности развития детского коллектива.
     Особенности работы педагога с проблемными детьми.
     Стили педагогического общения.
     Психологические основы работы с семьей. родителей (законных представителей):
     Адаптация ребенка к ДОУ.
     Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
     Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
     Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
     Воспитание произвольности поведения и управляемости. Психологическая готовность к обучению.
     Половое воспитание и развитие.



Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь
  • Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь (PDF; 1.55 Мб )
    Подписано:
    19.03.2021 19:35:35
    СтепинаИрина Родионовна(Заведующий)
    "МКДОУ ДЕТСКИЙ САД ""СОЛНЫШКО"""

    Для проверки достоверности подписи щелкните по значку
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
    Цель: содействовие личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, оказание помощи в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создание условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.
    Требования:
     Обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.
     Не допускать переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста.
     Развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка.
    В Стандарте учитываются:
    1. Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
    2. Возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации [Ст.1.3 ФГОС ДО].

    Старшая медицинская сестра:
     осматривает детей во время утреннего приема;
     организует и контролирует приведение всех физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах;
     осуществляет контроль за режимом дня;
     оказывает доврачебную помощь;
     наблюдает за динамикой физического развития детей;
     проверяет организацию питания в группах;
     следит за санитарным состоянием пищеблока и групповых комнат и других помещений учреждения;
     проводит санитарно-просветительскую работу среди сотрудников детского сада и родителей;
     следит за качеством приготовления пищи.
    Заместитель заведующего по образовательной работе:
     составляет расписание организованной деятельности с учетом возраста детей, план оздоровительной работы, двигательный режим в разных возрастных группах;
     контролирует проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах;
     наблюдает за динамикой физического развития детей;
     осуществляет контроль за режимом дня;
     осуществляет подбор пособий и игрушек в соответствии с гигиеническими требованиями к ним с учетом возрастных особенностей детей;
     проводит консультативную работу среди родителей и педагогов по вопросам физического развития и оздоровления детей.
    Инструктор по физической культуре и ЛФК:
     проводит утреннюю гимнастику, физкультурную организованную деятельность, физкультурные праздники, досуги, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия.
     проводит мониторинг двигательных навыков;
     проводит мониторинг коррекционной работы по исправлению нарушений функций опорно-двигательного аппарата;
     на советах педагогов отчитывается о состоянии физического развития детей и проведении закаливающих мероприятий;
     на советах педагогов отчитывается о введение коррекционной работы по исправлению нарушений опорно-двигательного аппарата, состоянии физического развития детей и проведении закаливающих мероприятий.
    Музыкальный руководитель:
     способствует развитию эмоциональной сферы ребенка;
     проводит музыкальные игры и хороводы с детьми;
     занимается развитием движений детей на музыкальных занятиях и в свободное от занятий время;
     участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурной организованной деятельности, досугов, праздников.
    Воспитатели:
     проводят утреннюю, пальчиковую гимнастику, гимнастику после сна, физкультурную организованную деятельность, досуги, физкультминутки, подвижные игры, спортивные упражнения, индивидуальную работу по развитию движений, закаливающие мероприятия, коррекционные упражнения;
     соблюдают режим дня;
     следят за здоровьем детей и их эмоциональным состоянием, информируют об этом медицинскую сестру, заведующего;
     следят за температурным режимом, искусственным освещением, одеждой детей.
     проводят мониторинг развития двигательных навыков совместно со старшим воспитателем;
     на советах педагогов отчитываются о состоянии физического развития детей и проведении закаливающих мероприятий, коррекционных мероприятий;
     проводят просветительскую работу среди родителей и детей.
    Педагог-психолог:
    Коррекционно-развивающая работа по направлениям:
     проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с обучающимися по результатам диагностики психологической готовности к школьному обучению;
     проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми дошкольного возраста по результатам диагностики познавательных процессов;
     проведение индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции и развитию эмоционально-волевой и личностной сферы детей дошкольного возраста.ствует в проведении утренней гимнастики, физкультурной организованной деятельности, досугов, праздников.
    Учитель-логопед:
    Учитель-логопед является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
    Коррекционно - развивающее направление работы логопеда в рамках логопедической группы включает:
     Занятия учителя-логопеда с детьми по совершенствованию разных сторон речи.
     Совместная деятельность с педагогом - психологом по стимулированию психологической базы речи.
     Совместная деятельность с воспитателями.
     Совместная деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя по развитию темпо-ритмической организации речи.
     Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя физкультуры по развитию общей моторики детей.
     Коррекционная работа логопеда с детьми направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путём проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий.

    На фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесения слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
    На подгрупповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
    На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
    На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
    1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
    2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
    3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
    4. Коррекция звукопроизношения разными способами;
    5. Автоматизация звуков в речи;
    6. Дифференциация звуков в речи;
    7. Обогащение словарного запаса;
    8. Закрепление знаний, полученных детьми на фонтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
    На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребенка к моменту выпуска и доводятся до сведения воспитателя, администрации детского сада и родителей.


Помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации

    Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
    Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, и входит в социально-коммуникативное развитие, определяющее содержание образовательной работы с детьми в этом направлении. Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в детстве. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
    В связи с этим в нашем ДОУ проводится определенная работа в этом направлении.
    Цель: формирование интереса и базовых знаний о профессиях.
    Задачи:
    1. продолжать знакомить дошкольников с трудом взрослых;
    2. расширять знания детей о родных людях, их профессиях и профессиях других людей, значимости их труда для семьи и общества;
    3. научить устанавливать связи между разными видами труда;
    4. сформировать понятие о профессиональной деятельности взрослых; учить отображать представления о профессиях в игровой деятельности;
    5. заинтересовать родителей совместными мероприятиями, привлечь к проведению совместных экскурсий на рабочие объекты;
    6. воспитать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к их труду (результатам труда);
    7. активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать своё отношение к той или иной профессии.
    Чтобы реализовать поставленные нами задачи, был составлен план предстоящей работы по формированию знаний о труде взрослых.
    Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учетом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и в соответствии с ФГОС ДО.

    Данная работа в нашем дошкольном учреждении организуется через следующие виды деятельности:
     совместную деятельность взрослого с детьми:
     через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
     через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т. д.)
     самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями воспитанников; организацию взаимодействия с учреждениями социума; через реализацию проектов.
    Творческой группой и старшим воспитателем ДОУ был разработан план профориентационной работы в ДОУ, в рамках выполнения плана была проведена работа с детьми, педагогами, родителями воспитанников ДОУ, с социумом.
    Работа с педагогами:
    Заседание творческой группы детского сада по разработке плана мероприятий ранней профориентации дошкольников. Пополнение методического кабинета пособиями по профориентации ( приобретены- дидактическое пособие «Орудия труда», дидактическое пособие «Профессии», энциклопедическое издание «Кем быть» - о профессиях, методическая литература – «Беседы с дошкольниками о профессиях» ).
    Проведены консультации с педагогами на темы:
    1. «Знакомство детей с профессиями взрослых»
    2. «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»
    3. Методические рекомендации «Методы ознакомления дошкольников с миром профессий с учетом социального окружения»
     Проведен семинар-практикум «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда в процессе ознакомления с профессиями людей».
     Выставка методической литературы по ранней профориентации дошкольников
     Оформлена папка-ширма для педагогов « Кем быть» по ранней профориентации дошкольников.
     Педагогами ДОУ оформлены ЛЭПБУК «Все работы хороши, выбирай на вкус»
     Старшим воспитателем ДОУ оформлены альбомы «Профессии людей» и картотека « Загадки о профессиях»
    Педагогами ДОУ проведена определенная работа с родителями:
     Рекомендации родителям «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»
     Консультация для родителей «Знакомство с профессиями взрослых»
     Памятка для родителей
     Папка ширма «Профессии людей»
     Проведен фотоконкурс среди родителей ДОУ «Профессии наших родителей»
    Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
    Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.