Проект "Восемь жемчужин дошкольного образования - 2019"
Тема проекта: "Создание модели научно-исследовательского центра "Дошколенок - юный инженер" посредством интеграции различных видов деятельности и сетевого взаимодействия как ресурса формирования развивающей технологичной образовательной среды ДОО"
Краткая аннотация к проекту
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по формированию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков. Коллектив детского сада "Солнышко" г. Купино, как и многие другие, решает проблему обновления содержания образовательной деятельности. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование при помощи робототехники.
Мы разработали социально - значимый проект "Умные игрушки". Основная идея проекта заключалась в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов Lego, потому что Lego не просто игра, это образ жизни, философия и мощное объединяющее начало. Введение этого конструктора в образовательный процесс еще на дошкольном уровне приносит колоссальную пользую особенно у детей с ограниченными возможностями.
В ходе реализации проекта "Умные игрушки" шло сотрудничество с лицеем №2 г. Купино, который является пилотной площадкой проекта "Инженерные компетенции - сила развития Родины", стартовавшего в 2015 году при поддержке Министерства образования Новосибирской области.
У нас родилась совместная идея расширить содержание конструктивной деятельности воспитанников за счет создания научно - исследовательского центра "Дошколенок - юный инженер", который предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей уже на базовой, первой ступени образования в дошкольном образовательном учреждении, создать такие условия, чтобы при переходе из детского сада в школу технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее.
Научно - исследовательский центр необходим для формирования интереса у детей к инженерной деятельности с самого раннего возраста.
Мы понимали, что все это получится при условии объединения усилий и развития разных форм сотрудничества, обеспечивающих непрерывную технологическую подготовку в рамках реализации сетевой модели инженерно - образовательного кластера "детский сад - школа".
В рамках кластерного подхода у нас появилась возможность экспериментально определить и проверить, как образовательное пространство дошкольного учреждения и школы может обеспечить технологическую подготовку и профориентацию детей.
Формирование основ инженерно - технического мышления в кластере "детский сад - школа" у нас идет в четырех направлениях:
конструкторская деятельность и 3 D моделирование;
познавательно - исследовательская деятельность;
развитие логико - математического мышления;
развитие социально - личностных компетенций путем создания инновационных мультимедийных проектов, использующих мультипликационную деятельность.
Ведут кружки педагоги детского сада с привлечением педагогов лицея №2 и школы "80.
Проводятся совместные форумы, конференции, мастер - классы для родителей, воспитателей и педагогов. Организуются фестивали, конкурсы, выставки для воспитанников детского сада и лицеистов.
Совместно реализуются социальные проекты инженерно - технической направленности. мы сумели увлечь родителей, вызвать у них интерес и поддержку. Для них организован семейный клуб "Легоинженеры", где дети совместно с родителями конструируют, а потом защищают свои проекты.
В детском саду создана мультстудия "Солнечный лучик". Современное оборудование мультстудии было закуплено при помощи выигранного социально - значимого Гранта в размере 270000 рублей. У детей появилась возможность снимать мультфильмы в различных техниках анимации.
Опыт работы детского сада по формированию развивающей технологической образовательной среды презентован на профессиноальных мероприятиях разных уровней, педагоги и воспитанники принимают результативное участие в конкурсах технической и естественно - научной направленности.
Цепочка образования от детского сада до школы способствует реализации идеи построения системы непрерывного технического образования. Ребята детского сада получают хорошую пред инженерную подготовку и после выпуска из детского сада успешно вливаются в образовательное пространство лицея.
При подобной организации взаимодействия в образовательной системе "детсад - школа" дети получают начальную технологическую подготовку, которая является необходимой для формирования технологической культуры личности и подготовки их к дальнейшей исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности и профессионального самоопределения в системе общего образования.
Таким образом, мы рассматриваем образовательную среду дошкольного учреждения не как этап в иерархической структуре ступеней образования, а как поле соорганизации субъектов деятельности, как новый способ сотрудничества детского сада и школы в области реализации непрерывной технологической подготовки. Когда выступая в качестве партнеров, онм становятся инициаторами новых инновационных процессов в технологическом образовании молодежи, реализуя совместные исследования и проекты.
Нормативно - правовая база
Методический паспорт проекта
Договор о сотрудничестве между МКДЩУ детским садом "Ромашка" и детским садом "Солнышко" Купинского района
Договор о безвозмездном сотрудничестве с лицеем №2
План работы по преемственности МКДОУ детского сада "Солнышко" Купинского района и детских садов города.
План работы по преемственности МКДОУ детского сада "Солнышко" Купинского района и МКДОУ с Новосельского детского сада "Колокольчик"
Отзыв на инновационный проект "Создание модели научно -исследовательского центра "Дошколенок - юный инженер" посредством интеграции различных видов деятельности и сетевого взаимодействия как ресурса формирования развивающей технологичной образовательной среды ДОО" в МКДОУ детского сада "Солнышко"